О ПСИХОЛОГИИ

ПРЕАМБУЛА
(Из книги «Нашествие. В окружении сект и оккультизма.
И.А.Адливанкин, Минск 2003» Стр.370)

«На пути к Церкви определенным образом ориентированная психология может и нередко оказывает существенную помощь ищущей личности. Для человека же церковного «то же самое» часто является камнем преткновения и соблазна. В первую очередь именно потому, что концентрирует слишком много внимания на собственной “psyche” (душе). Ведь психология — наука сугубо эгоцентричная по самой своей природе. Это рассуждения эго, устремленные к эго и посвященные эго. При этом выстроенные в систему. Да, психология помогает человеку “познать себя”, но ведь там “в себе” — двое: Я и Бог. И порой очень трудно различимые. Здоровое религиозное сознание способно преодолеть эту эгоцентричность, придав ей иное направление, но преодолеть жестко выстроенную психологическую систему, уже войдя в нее, — далеко не просто. Да и бессмысленно ее “преодолевать”, если Церковь предлагает кардинально противоположные решения жизненных проблем. И их основа именно в том, чтобы выйти за пределы юрисдикции собственного “Я”, выйти из под власти довлеющего эго, понять его несостоятельность и прибегнуть к иной, Высшей силе, обнаружить Ее в себе и в мире и доверится Ее водительству — но только под церковным кровом»…

«Под маской психологии. «Пятая колонна» в Церкви?»

О подмене психологии оккультными практиками. Об интеграции в Церковь чуждых Православию психологических систем, их популяризаторов и практиков. О вмешательстве психологии в сферы духовной жизни Церкви! О подмене пастырского душепопечения психотехниками. Ожидаем реакции разумного православно-ориентированного профессионального психологического сообщества!

Если Ютуб (ниже) не работает, смотрите по ссылке на Яндекс-диск. Нажмите здесь…

 

 

Видеозапись двух конференций, прошедших в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в 2006-8 гг. под названием «МЕСТО ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ В ПАСТЫРСКОМ И ДУШЕПОПЕЧИТЕЛЬСКОМ СЛУЖЕНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» (ссылки):

КОНФЕРЕНЦИЯ I

КОНФЕРЕНЦИЯ II

Мнение митрополита Тихона Шевкунова о месте психологии в пастырском душепопечении Православной Церкви. 2021 год.

 

Мнение о психологии под кровом Церкви протоиерея Максима Козлова. 2020 год.

Святейший Патриарх Кирилл о психологии и пастырстве.
(Из доклада на Епархиальном собрании г. Москвы 21.01.2024)

Знать о практиках, о методике полезно, но пастырь не может эти методы применять. Он никогда не станет хорошим психологом или психиатром. А вот применение чужих практик в пастырской работе может очень повредить пастырскому подходу.
Отдавая должное академической психологии как серьезной науке, клинической психологии, которая изучает психические болезни в их взаимосвязи с телесными болезнями и которую практикуют профессионалы после получения многолетнего образования в высших учебных заведениях, — назову несколько рисков, связанных с увлечением именно пастырей психологическими практиками.
Знакомясь с выступлениями или интервью священников, чрезмерно увлекающихся психологией, можно заметить, что таковые редко опираются на Священное Писание или наследие святых отцов, подменяют ссылки на последних разного рода психологическими «изысками». Высок риск того, что со временем любитель психологии начнет критиковать Писание и святоотеческое наследие, — дескать, их содержание устарело, или мы просто раньше неправильно понимали написанное.
Происходит или может происходить смена понятийных систем. То, о чем раньше говорили в святоотеческих терминах, теперь «перекодируется» в термины психологические. И это не филологическая проблема, не спор о словах. К примеру, один священник свидетельствовал о себе, что приходящим к нему светским людям он не говорит о таинстве Исповеди или покаянии как таковом. Он говорит им: «Проанализируй себя, вот почему ты сейчас так вот поступил, в чем твоя нечестность, в чем твоя честность?» По мнению священника, светским собеседникам так будет яснее. Но ведь здесь может присутствовать очевидная подмена, если из таковых рассуждений незаметно исключается обращение к Богу!
Хотел бы напомнить о таких как бы прописных истинах: покаяние — это не только размышление человека о том, как и в чем он поступил плохо. Покаяние — это личное обращение ко Господу с просьбой о прощении, с сокрушенным сердцем, скорбью о своих грехах и желанием устранить разрыв с Богом, который возник в жизни вследствие грехов. Покаяние сопряжено и с памятью смертной, памятованием о Страшном суде, об участи тех, кому Господом может быть сказано: «Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» (Лк. 13, 27).
Между тем, приходится, к сожалению, слышать о том, что некоторые священнослужители стараются избегать этих тем, поскольку они якобы смущают прихожан, отягощают их или, как выражаются в некоторых психологических школах, — «стигматизируют» их, «обесценивают», формируют у них так называемый «комплекс неполноценности». Такая тенденция развивается под воздействием отдельных психологических направлений, в которых понятия «грех» и «страсть» отсутствуют в принципе, а чувство вины рассматривается не как сигнал о нравственном повреждении человека, а как дискомфортное состояние, от которого надо избавиться любыми способами. При таком подходе исповедь и душепопечение превращаются в терапевтические беседы прихожан и священников, а смирение трактуется как «принятие себя таким, какой я есть», что приводит к отказу от покаянного труда, от внутренней работы над собой. Безобидная, казалось бы, замена терминов и понятий приводит в конце концов к подмене самой сути пастырского служения, к появлению своего рода «секулярного душепопечения». Это ли поручено священнику Церковью?
Особенно болезненным и опасным становится это «секулярное душепопечение» при обращении людей к пастырю с вопросами, связанными со сложной семейной ситуацией. Недопустимо, когда священник, следуя методам некоторых психологических направлений, будет предлагать «разобраться в отношениях», устранить «травмирующие», «токсичные» и «не способствующие самореализации» факторы, а в противном случае — пойти на развод. Напротив, священник должен, насколько это возможно, призывать членов семьи к терпению: к терпению в первую очередь немощей друг друга, к совместной молитве, к чтению Писания, к ежедневному примирению друг с другом по апостольскому слову «солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4:26).
Задача многих психологических практик, если говорить достаточно широко, заключается в том, чтобы привести человека в состояние внутреннего комфорта. Как отмечалось на одной из пастырских конференций, прошедших в этом году в викариатствах: «Для психолога подчас основным тезисом является, что человек должен сначала полюбить себя, а потом научиться любить ближнего; жертвенность рассматривается почти как невротическое состояние». Между тем пастырю, если пользоваться той же терминологией, нередко приходится, наоборот, выводить человека из комфортного состояния, призывать его к осознанию гибельности и ненормальности привычной греховной жизни и иногда даже к пониманию необходимости жертвовать своим благополучием ради ближнего. Следовать словам Спасителя: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12, 25).
Это находится в принципиальном противоречии с весьма распространенной психологической практикой, состоящей в решении внутренних проблем через повышение личной самооценки. Дескать, поверь в себя, в свои силы, отбрось сомнения в сторону, прекрати «токсичные» — снова вспомню это модное словечко — отношения с теми, кто критикует, кто заставляет чувствовать неуверенность. Излишне говорить, в какую бездну греховного самолюбования и вместе с тем ослепления ведет такой подход, столь далекий от святоотеческого: «Поистине не знаю о себе, положил ли я начало покаянию», как говорил авва Сисой.

Просмотры (6236)

2 комментария к О ПСИХОЛОГИИ

  1. Надежда:

    Психология хлынула в умы батюшек, и слова Максима Козлова о «травмах детства» и жертвах «ухода отца из семьи» ещё одно тому подтверждение. Психология как мягкая сила давно поменяла христианские ценности на либеральные. Послушайте и почитайте хотя бы Наталью Инину,послушайте наших мэйнстримовых батюшек. Всё происходящее сегодня в мире обязано происхождением лишь психологии. Так же, как когда-то героин был создан лекарством от кашля, а стал смертью, так и психология оказалась семенами Ареса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *